Особая экономическая зона в Республике Крым

В конце 2014 года принято несколько федеральных законов, в соответствии с которыми территория Крымского полуострова объявлена свободной экономической зоной (далее - СЭЗ) с особым налоговым режимом, которая начала функционировать с 01.01.2015. СЭЗ на территории Крым создана сроком на 25 лет с возможностью продления . Особый правовой режим, установленный на территории действия СЭЗ, предусматривает особенности правового регулирования отношений в сферах привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан, их въезда и выезда за пределы Крымского полуострова, а также осуществления деятельности в области морского транспорта.
СЭЗ предусматривает особый режим осуществления предпринимательской и иной деятельности и применение таможенной процедуры (режим) свободной таможенной зоны. Этот особый режим включает в себя :
- особенности осуществления градостроительной деятельности и землепользования при размещении объектов, необходимых для реализации участниками СЭЗ инвестиционных проектов. 
- особый режим налогообложения;
- предоставление субсидий на возмещение затрат участников СЭЗ, в том числе затрат на уплату таможенных пошлин, налогов и сборов в отношении товаров (за исключением подакцизных товаров), ввозимых для их использования при строительстве, оборудовании и техническом оснащении объектов, необходимых для реализации инвестиционных проектов.
Действие таможенной процедуры свободной таможенной зоны установлено гл. 5 Закона N 377-ФЗ. В частности, законодательными нормами определен порядок совершения таможенных операций в отношении иностранных товаров, а также товаров Таможенного союза. Использование режима свободной таможенной зоны позволит участнику СЭЗ беспошлинно ввозить в Крым импортные товары, комплектующие и оборудование, необходимые для реализации инвестиционных проектов.
Кроме того, положениями Закона N 377-ФЗ регламентирован порядок управления СЭЗ: определены орган управления и его полномочия, порядок формирования и работы экспертного совета и др.
 ст. 13 Закона N 377-ФЗ  предусматривает  заявительную процедуру получения статуса участника СЭЗ. Лицо, намеревающееся получить названный статус, должно быть зарегистрировано на территории Крыма, состоять на налоговом учете в налоговом органе, а также иметь инвестиционную декларацию, отвечающую требованиям поименованного закона. Требования к составу информации, отраженной в инвестиционной декларации, приведены в п. 3.
Иначе говоря, статус участника СЭЗ может получить только хозяйствующий субъект, осуществляющий предпринимательскую деятельность и выполняющий инвестиционный проект. Приобретения, например, только лишь недвижимости на полуострове недостаточно для получения указанного статуса. На основании письменного заявления, представленного в высший исполнительный орган государственной власти Крыма или Севастополя, с лицом (при условии его соответствия требованиям, установленным Законом N 377-ФЗ) заключается договор об условиях деятельности этого лица в СЭЗ. В частности, для того чтобы стать участником СЭЗ, планируемый объем капитальных вложений в первые три года с даты заключения договора для малого и среднего бизнеса должен составить не менее 3 млн. руб., для крупного - 30 млн. руб.
Процедура заключения договора об условиях деятельности в СЭЗ напрямую зависит от объема планируемых инвестиций.
Если инвестиционной декларацией предусматривается осуществление участником свободной экономической зоны объема капитальных вложений в сумме менее 100 млн. руб., документы на получение статуса участника СЭЗ будут рассмотрены в течение 7 дней и будет принято соответствующее решение. В день принятия решения исполнительный орган должен направить заявителю подписанный договор или мотивированный отказ в заключении такого договора .
Если объем планируемых капитальных вложений - в сумме более 100 млн. руб., договор заключается при наличии согласования экспертного состава, который наделен правом внесения изменений в инвестиционную декларацию. Сроки для заключения договора в описанной ситуации увеличиваются с 7 до 22 дней .
Согласно п. 16 договор об условиях деятельности в СЭЗ вступает в силу со дня его подписания. Однако лицо приобретает статус участника СЭЗ со дня внесения записи о его включении в реестр участников СЭЗ (п. 19). Иными словами, со дня внесения записи в реестр участник СЭЗ вправе применять особый режим (например, налогообложения) в отношении осуществляемой им деятельности. Сама процедура внесения данной записи занимает три дня с момента получения копии заключенного договора уполномоченным Правительством РФ органом исполнительной власти. Факт внесения записи в реестр удостоверяется выдачей соответствующего свидетельства (п. 18).
Лицо утрачивает право на применение особого режима со дня внесения записи в реестр об исключении его участников СЭЗ . 
Итак, участник СЭЗ вправе применять особые режимы в отношении деятельности, осуществление которой оговорено условиями соответствующего договора. Вместе с тем участник СЭЗ может осуществлять и иные виды деятельности, однако право на применение им особого режима в отношении этих видов деятельности утрачивается.
Плательщик страховых взносов в течение 10 лет со дня получения статуса участника СЭЗ начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором ими был получен такой статус, применяются такие тарифы страховых взносов :
- в ПФР - 6%;
- в ФСС - 1,5%;
- в ФФОМС - 0,1%.
Получается, что совокупная величина отчислений во внебюджетные фонды участника СЭЗ составит 7,6%, тогда как для обычного страхователя размер подобных отчислений намного выше - 30% (в ПФР - 22%, ФСС - 2,9%, ФФОМС - 5,1%). Очевидное преимущество - 22,4%.

Обратите внимание! Пониженные тарифы страховых взносов применяются только в том случае, если лицо стало участником СЭЗ не позднее чем в течение трех лет со дня создания СЭЗ .

Законом N 379-ФЗ помимо вышеуказанных поправок также скорректированы положения гл. 30 и 31 НК РФ. Первая глава посвящена налогу на имущество, вторая - земельному налогу.
В частности, ст. 381 НК РФ дополнена новым п. 26, из которого следует, что участники СЭЗ освобождены от уплаты налога на имущество по имуществу, созданному или приобретенному в целях ведения деятельности на территории СЭЗ и расположенного на территории данной СЭЗ, в течение десяти лет с месяца, следующего за месяцем принятия на учет указанного имущества.
Внесены поправки и в ст. 395 НК РФ следующего содержания : участники СЭЗ в течение трех лет с месяца возникновения права собственности на земельный участок не уплачивают земельный налог по нему, но при условии, что этот участок расположен на территории СЭЗ и используется в целях выполнения договора об осуществлении деятельности в СЭЗ .Иными словами, освобождением от уплаты имущественных налогов участник СЭЗ может воспользоваться только в отношении имущества созданного, приобретенного и используемого в рамках договора об осуществлении деятельности в СЭЗ. На остальные случаи действие подобных преференций не распространяется.
Последнее обновление: 20 апреля 2015, 13:18
Copyright © 2003-2017
Обнаружили ошибку? Выделите слово или предложение и нажмите CTRL+ENTER
Яндекс цитирования