На выставке «Золотая Орда и Причерноморье. Уроки Чингисидской империи» в центре "Эрмитаж-Казань" представлен экспонат из Ялты

5 апреля 2019 г., пятница

С 3 апреля 2019 года в центре «Эрмитаж-Казань» проходит выставка «Золотая Орда и Причерноморье. Уроки Чингисидской империи», которая знакомит с культурой Монгольской империи, но главным образом – с культурой Улуса Джучи (Золотой Орды), крупнейшего государства кочевников в Западной Евразии. На выставке представлены предметы всаднической и городской культуры монгольских кочевников, пиршественные сосуды, ювелирные украшения, костюмы. Важное место отведено деталям архитектурного декора и образцам буддийской живописи тюрко-монгольского Востока. Памятники нумизматики Золотой Орды дают представление о развитии денежного дела и денежной политики одного из наиболее крупных монгольских государств XIII–XV веков.

На выставке представлен  уникальный экспонат из фондов Ялтинского историко-литературного музея - каменное резное обрамление колодца XIII-XIV вв., являющееся выдающимся произведением камнерезного искусства эпохи средневековья. Обрамление колодца было выявлено одним из научных сотрудников отдела археологии Крыма Института археологии УССР в парке санатория им. Р. Люксембург в Гаспре, в бывшем имении великого князя Александра Михайловича, известного коллекционера древностей. Экспонат изготовлен из южнобережного мраморовидного известняка и по своей форме, с квадратной верхней частью и круглым основанием, сходно с капителью. На всех четырех сторонах колодезного обрамления изображено символическое «древо» в виде побега с шишкой пинии наверху или с аканфовым листом, по обеим сторонам которого сидят пары птиц с мощными клювами и рельефными повязками-ошейниками. На одной из сторон под птицами находится фигура льва, на другой – крылатый дракон, терзающий крупного хищника. На третьей и четвертой сторонах под птицами изображены стоящие на задних лапах животные, также с рельефными ошейниками. Парные изображения птиц, олицетворяющие человеческие души и выполнявшие роль оберегов, и помещенное в центре «мировое древо» выполнены под влиянием искусства Италии X-XIII и Византии, а орнаментальное оформление находит прототипы на анатолийском побережье Малой Азии. Композиция каждой из сторон соотносится с определенной стороной света.

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International